Мы в соцсетях:

 
Войти | Регистрация
или войти через
Конкурс Женское счастье
Викторина "КОСМОС"

Подпишись на рассылку

Видеожурнал

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: патронат

Патронатная форма устройства ребенка в семью пришла к нам сравнительно недавно. Многолетний опыт Европы и США показывает ее эффективность.



Патронат – это форма воспитания детей в условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Ребенок официально числится в учреждении, а вы получаете деньги на его содержание и заработную плату. Если ребенок заболеет, обследовать и лечить его будет ""казенный дом. Ответственность за ребенка разделена между принимающей стороной и учреждением.
 


 Патронатную семью можно рассматривать как два варианта, – рассказывает  заместитель директора  ГУ ОЦСПСД центра «Журавушка» Светлана Николаевна Гринберг.


Во–первых, – это  плавный переход к тому, чтобы принять ребенка в семью на постоянное время. Важно, что мы стараемся напрасно  не обнадеживать ни родителей, ни детей –  не говорим заранее, что воспитанник останется в семье навсегда. Ведь взрослые и малыши могут не понравиться друг другу. Лучше с самого начала честно признать, что они пробуют жить вместе. Таким образом, патронат дает страховку от разочарований, или, говоря более официальным языком, профилактику отказов.


Путевка в семью


Во–вторых, патронат – это как социальный поступок взрослого, который хочет помочь маленькому человечку, показать ему огромный мир за пределами детского дома. Так часто поступают сами воспитатели. Например, ребенок может провести с семьей новогодние или летние каникулы. В отличие от других форм устройства, патронат можно оформить даже на пару недель! Потом воспитанник снова придет  в учреждение. Но не обманутым и брошенным, а вернувшимся из «путешествия в семью».


Сказка о найденном ребенке


Еще одна важная особенность патроната в том, что вы не даете ребенку свою фамилию и не убеждаете его в том, что вы – «настоящие» мама и папа. Как правило, малыш знает историю своего происхождения от воспитателей. Они  деликатно, но правдиво рассказывают ему о кровной семье и причинах его нахождения в детском доме.


Во Франции «психотерапевтические сессии» проводят даже с грудными  детьми. Крохотному человечку можно сказать: «Я понимаю, почему ты отказываешься кушать. Тебя оставили папа и мама, поэтому ты не хочешь жить. Но вокруг тебя есть люди, которые этого очень хотят». Малыш бессознательно воспринимает речь. И его состояние действительно меняется: он начинает есть, прибавляет в весе и не отстает в развитии.


Что касается детей постарше, то лучше всего проводить такую работу с ребенком от 4 до 6 лет. Это более или менее спокойный период в его развитии, и его психика способна  принять такую информацию.


Здесь очень помогает сказкотерапия: в детской литературе есть немало красивых и добрых историй о том, как ребенок попадал  в семью не путем рождения, а каким–то другим образом. Например, Снегурочка, Буратино, Мальчик–с–пальчик, Крошечка–Хаврошечка и другие. Их появления  в семье с нетерпением ждали и  души в них не чаяли.  Другой интересный пример – «Теремок». Зверюшки со всего леса приходили в этот дом и жили очень весело и дружно. Ребенок может и сам сочинить такую сказку – путем метафор ему легче рассказывать  о самом себе. Вместе с  ним вы придумаете счастливое завершение истории.


В 7–8 лет примирить ребенка с правдой труднее, так как идет сложный этап адаптации к школе. А в переходном возрасте делать такие открытия опасно. Потрясенный подросток может даже покончить с собой.


Патронат отличает изначальное отсутствие тайн, которые обычно мучают приемных родителей. Если вы это выбрали, то можете вздохнуть с облегчением. Не нужно сочинять какие–то истории появления ребенка в семье. Не нужно  пытаться скрыть удивление и неловкость, когда знакомые видят в нем ваши «наследственные» черты. И, главное, не нужно жить в постоянном страхе, тайна раскроется.


«На большой земле»


В условиях патроната переход воспитанника к жизни в семье проходит плавно, постепенно, и он  не чувствует себя растением, вырванным из почвы с корнем. Перемена образа жизни, разрыв связи со всем, что его окружало, может стать для малыша серьезным стрессом. Детские дома – это обычно замкнутые учреждении, и его юные жители очень смутно представляют себе, как живется там, «на большой земле».


Одна девочка, оказавшись в патронатной семье, с большим интересом чистила картошку – раньше она видела картофелины только в тарелке,  уже порезанными и не знала, что они бывают в кожуре!


Другая девочка  с гордостью рассказала о том, что в семье она научилась ходить в магазин и знает теперь цены на продукты.


Некоторые дети ждут, что придет уборщица, и удивляются тому, что в обыкновенной квартире люди сами моют пол, стирают пыль, ухаживают за комнатными цветами.


Конечно, это не всегда так. Обычно воспитанников кое-чему обучают, а в «продвинутых» детских домах даже есть кабинеты домоводства. И все-таки эпизодическое обучение скорее напоминает игру и не приводит к формированию полезных навыков. Ведь попробовать подмести пол и заварить чай – это одно.  А прибирать и готовить каждый день – совсем другое. Поэтому для успешной социальной адаптации незаменим даже кратковременный опыт пребывания ребенка в семье.


Привычный мир


Патронат не разлучает ребенка с его товарищами. Он может  приходить к ним в гости, участвовать в праздниках и различных мероприятиях, ходить с ними на экскурсии. Это большой плюс. Поверьте, дети могут скучать по детскому дому, друзьям и педагогам. Для них в четырех стенах заключался весь мир, и лучше резко не разрывать живые связи.
 
Дети–кочевники


Бывает так, что ребенок кочует из дома в дом. Он не может проникнуться чувством привязанности к взрослым, или они сами приводят его обратно, не справляясь с воспитанием. Такие дети проводят зимние каникулы с одними людьми, а летние – уже с другими. Особенно часто истории «маленьких кочевников» встречаются на Западе. Конечно, стремительная смена места жительства – стресс. Но даже такой (немного странный для нашего менталитета) вариант лучше, чем постоянное, безвылазное пребывание в детском доме.



Вы не останетесь одни!


Психологи считают, что прежде чем взять ребенка, необходимо пройти специальную подготовку. Но, к сожалению, законом она предусмотрена только в одном случае – при патронатном воспитании. Во-первых, вы пройдете специальные курсы, чтобы повысить свою «квалификацию» как родителя. Во-вторых, для вас всегда открыты двери казенного дома, куда вы однажды пришли.  Это значит, что Вы не останетесь наедине с множеством проблем. Педагоги и психологи будут сопровождать вас на пути воспитания. Вы имеете право попросить их об индивидуальной  консультации. Они посоветуют вам, как лучше поступить, а главное – передадут свой опыт общения с выбранным чадом, потому что знают его «как облупленного».  


Кроме того, учреждение берет на себя обязанности защиты  юридических прав несовершеннолетнего (имеется в виду оформление всевозможных документов на получение льгот, пенсии по потере кормильца и т.д.). Вам не нужно бегать по кабинетам, высиживать длинные очереди и собирать бесконечные бумаги. Вместо этого, вы сможете пойти с ребенком в цирк, зоопарк, в кино, в театр или просто накупить ему игрушек и сладостей.


С другой стороны, патронатная форма устройства  имеет и свои издержки. Поскольку семья заключает  договор не только с государственными органами, но и с учреждением, обе инстанции контролируют процесс воспитания. К вам могут прийти домой, чтобы убедиться в том, что чадо находится  в хороших условиях (есть игровая комната или уголок для занятий, необходимые вещи и т.д.). Могут спросить соседей, осмотреть ребенка, чтобы исключить признаки насилия. Однако это не должно вас отпугнуть. Сотрудники детского дома стараются проводить проверки корректно и деликатно, чтобы не оскорбить чувства тех, кто бескорыстно хочет помочь детям.


  • Тестируем канцтовары MAPED: испытание школой
    Тестируем канцтовары MAPED: испытание школой

    Недавно на нашем сайте и в группе Вконтакте проходило увлекательное тестирование канцелярских товаров MAPED.  В первой части нашего обзора мы рассказывали о ребятах-дошкольниках, которые тестировали восковые мелки, фломастеры, карандаши из американской липы, точилку и ножницы. Дети в возрасте...

  • Энциклопедии с дополненной реальностью: между книгой и гаджетом
    Энциклопедии с дополненной реальностью: между книгой и гаджетом

    Мы живем в очень интересное время, когда многие вчерашние технические фантазии завтра уже лежат в магазинах в виде готовых продуктов. С огромной скоростью меняется всё, даже такие вещи как книги. Сегодня набирает популярность новый тренд – книги с дополненной реальностью. Герои бумажных изданий обрели...

  • Здоровье со вкусом ... шоколада
    Здоровье со вкусом ... шоколада

    Здравствуйте! Нам посчастливилось тестировать детские жевательные пастилки с кальцием, магнием и витамином D со вкусом шоколада бренда NUTRILITE. Вкусную биологически активную добавку к пище тестировали Илья (8 лет) и Анастасия (6 лет).  Дети очень обрадовались, когда узнали, что они будут...

  • Учимся говорить правильно и красиво!
    Учимся говорить правильно и красиво!

    И снова у нас тестирование книг от издательства АСТ! Предлагаем вашему вниманию серию книг «УРОКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ». Эти книг познакомят заботливых родителей с оригинальной методикой развития речи: если учить малыша говорить правильно и красиво, то только самым естественным для него способом — играя....

  • Когда на покупки нет свободной минутки
    Когда на покупки нет свободной минутки

         Рождение ребенка в семье - это долгожданное событие, приносящее ощущение огромного счастья и радости. Однако как только поздравления стихают, мама остается один на один с малышом и с домашними хлопотами, ведь их никто с рождением ребенка не отменял…  И начинается обычная...

Возврат к списку

Написать комментарий
CAPTCHA
  • Проверка PR и ТИЦ
  • Яндекс.Метрика
© 2017 Мамуськи.ru